И.П. Базаров, П.Н. Николаев

Статья опубликована в сборнике История и методология естественных наук, вып. 31. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

 

Более 35 лет на физическом факультете МГУ работает методологический семинар для профессорско-преподавательского и научного состава. Первые его занятия состоялись в 1948 г. Руководили семинаром профессор философского факультета Ф.И. Георгиев и профессор физического факультета А.К. Тимирязев. Семинар ставил своей целью творческую разработку теоретико-познавательных проблем физики на основе марксистско-ленинской философии и критику «физического» идеализма и агностицизма в зарубежной физике [1].

В 1948/49 учебном году ряд заседаний семинара был посвящен анализу специфических закономерностей квантовой механики. На семинаре обсуждались опубликованная в журнале «Вопросы философии» статья профессора М.А. Маркова «О природе физического знания» [2], а также послесловие книги профессора Д.И. Блохинцева «Квантовая механика», в котором критиковались взгляды копенгагенской школы на квантовую механику. По докладам М.А. Маркова и Д.И. Блохинцева на семинаре выступали профессора А.А. Власов, Д.Д. Иваненко, А.А. Соколов, Я.П. Терлецкнй и другие сотрудники факультета. Обсуждение докладов носило творческий характер и вылилось в дискуссию по основным гносеологическим проблемам квантовой физики.

На семинаре обсуждалась также книга Э. Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики?». С докладами выступали научные руководители семинара профессора Ф.И. Георгиев и А.К. Тимирязев. На последнем в том году занятии семинара дискутировалась проблема термодинамической необратимости в статистической физике по докладу профессора Я.П. Терлецкого. Эта проблема была принципиально правильно решена около ста лет назад одним из основателей статистической физики Л. Больцманом. Однако в 1946 г. в ЖЭТФ была опубликована статья Б. Давыдова «Квантовая механика и термодинамическая необратимость» [3], в которой в противоположность Больцману утверждалось наличие в классической статистике неустранимого противоречия между обратимостью классической механики и термодинамической необратимостью и обосновывалось, что термодинамическая необратимость является следствием квантовой механики. Таким образом, проблема термодинамической необратимости в статистической физике снова приобрела методологическую остроту, что и вызвало ее обсуждение в то время на семинаре.

В 1949-1953 гг. на факультетском семинаре рассматривались методологические вопросы теории относительности и ряд книг по философским вопросам физики. По докладу профессора М.Ф. Широкова о теории относительности выступали профессора Д.Д. Иваненко, А.А. Соколов, Я.П. Терлецкий, доцент В.Г. Фридман, аспирант И.П. Базаров. Острая дискуссия развернулась по проблеме гравитации, вопросу соотношения между массой и энергией и др. Большой интерес вызвала работа академика В.А. Фока «Система Коперника и система Птолемея в свете общей теории относительности» [4]. Некоторые выступления на семинаре опубликованы в журнале «Вопросы философии» [5-7].

С докладом о книге М.Э. Омельяновского «В.И. Ленин и физика ХХ века» (1947) выступили доценты М.Д. Карасев и В.Ф. Ноздрев. Книга подверглась суровой критике за объективизм, некритическое отношение к взглядам буржуазных физиков. Доклад опубликован в журнале «Вопросы философии» [8]. Доклад о книге И.В. Кузнецова «Принцип соответствия в современной физике и его философское значение» (1948) сделал на семинаре старший научный сотрудник М.И. Шахпаронов. Доклад опубликован в «Вестнике Московского университета» [9].

В обсуждении книги академика А.Ф. Иоффе «Основные представления современной физики» (1949) приняло участие большое число профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. Отмечалось неудовлетворительное изложение в книге философских вопросов теории относительности и квантовой механики. Подробный анализ философских ошибок в книге дан самим ее автором в статье, опубликованной в журнале «Успехи физических наук» [1О].

Во втором семестре 1949/50 учебного года семинар обсуждал доклады Х.М. Фаталиева о подготовленной им докторской диссертации «Борьба за диалектический материализм в истории советской физики». Выступавшие высоко оценивали работу Х.М. Фаталиева. Замечания носили частный характер и касались деталей работы. Подробное обсуждение работы опубликовано в «Вестнике Московского университета [11].

В ноябре - декабре 1952 г. заседания семинара были посвящены критическому анализу философских взглядов академика Л.И. Мандельштама в связи с изданием в 1950 г. пятого тома Полного собрания его трудов с лекциями и семинарами ученого на физическом факультете МГУ по избранным вопросам оптики, физическим основам теории относительности и основам квантовой механики. Вступительный доклад сделал профессор В.Н. Кессених. По его мнению, издание пятого тома собрания трудов Л.И. Мандельштама является попыткой возрождения махистской теории познания и идеалистических взглядов на основные проблемы современной физики. В прениях по докладу выступали профессора Н.А. Капцов, С.Д. Гвоздовер, Д.Д. Иваненко, доценты М.Д. Карасев, В.Г. Фридман, П.И. Шушпанов. Итоги обсуждения опубликованы в журнале «Вопросы философии» [12].

На семинаре также обсуждалась книга П.С. Кудрявцева «История физики». В своем выступлении П.С. Кудрявцев назвал отдельные вопросы, изложение которых он считает необходимым исправить в первом томе своего труда. Все выступавшие в резкой форме оценивали критическую статью Б.М. Кедрова о книге П.С. Кудрявцева, опубликованную в газете «Культура и жизнь». Отмечалось, что статья переполнена искажениями текста книги Кудрявцева.

Оценивая в целом работу методологического семинара в первые пять лет его существования, можно сказать, что характерным для него в те годы были страстность многих выступлений, резкость оценок и иногда критика идеализма без серьезного анализа вопроса по существу.

С 1954 г. работой семинара руководило бюро, в которое в разное время входили профессора А.А. Власов, В.В. Мигулин, Я.П. Терлецкий, Е.Г. Швидковский, доценты И.П. Базаров, А.А. Семенов, Б.И. Спасский, Л.И. Щекина. За период с 1954 по 1964 г. помимо занятий, посвященных методологическим проблемам физики, семинар большое внимание уделял обсуждению докладов лекторов по освещению ими в читаемых курсах физики методологических вопросов. С такими докладами на семинаре выступали: академик И.К. Кикоин - «Методологические вопросы механики в курсе общей физики»; профессор А.А. Соколов, профессор А.С. Давыдов и доцент И.М. Тернов - «Методологические вопросы квантовой механики»; доцент И.П. Базаров - «Методологические вопросы в курсе термодинамики»; доцент В.В. Петкевич - «Методологические вопросы в курсе теоретической механики». Обсуждение этих докладов способствовало улучшению идейной направленности курсов физики и выработке диалектико-материалистического мировоззрения у студентов. В лекционных курсах по общей и теоретической физике стало уделяться больше внимания освещению методологических вопросов этой науки. На основе проведенного обсуждения участниками семинара написан ряд книг по теоретической физике: Д.И. Блохинцев - «Основы квантовой механики» (1961); И.П. Базаров - «Термодинамика» (1961); А.А. Соколов, Ю.М. Лоскутов, И.М. Тернов - «Квантовая механика» (1962); А.С. Давыдов - «Квантовая механика» (1963).

В связи с возникшим в то время у группы ученых буржуазных стран представлением о якобы «кризисе принципа причинности в физике» несколько занятий методологического семинара были посвящены проблеме причинности. С докладами на семинаре выступали академик Н.Н. Боголюбов, член-корреспондент АН СССР Д.И. Блохинцев, профессора А.А. Власов, А.А. Соколов, Я.П. Терлецкий; обсуждалась книга Г.А. Свешникова «Категория причинности в физике». В докладах анализировались особенности выражения принципа причинности в классической и квантовой механике, причем были высказаны различные точки зрения о природе статистического характера квантовой механики.

На семинаре обсуждались также темы: «О прерывности и непрерывности в свете физики элементарных наук» (доклад профессора Ф.А. Королева), «Методологические вопросы современной космогонии» (доклад профессора Б.В. Кукаркина), «О принципе двойственности в учении о пространстве и времени» (доклад члена-корреспондента АН СССР А.С. Предводителева), «Некоторые методологические вопросы строения Земли» (доклад профессора В.А. Магницкого), «О единой картине мира» (доклад профессора Д.Д. Иваненко), «О космологической проблеме» (доклад профессора А.П. Поликарова - Болгария), а также доклад профессора В.К. Семенченко и доцента В.А. Замкова о готовящихся в то время к переводу на русский язык книгах В. Гейзенберга «Физика и философия» и «Физические представления о природе». В связи с широким интересом к исследованиям профессора Н.А. Козырева (Ленинград) на семинаре был поставлен его доклад на тему «Экспериментальные возможности определения свойств времени». Этот доклад и многие другие, сделанные на семинаре, опубликованы в философской и физической литературе [13-17].

Деятельность семинара на указанное десятилетие освещалась в печати [18-20]. Семинар все это время работал регулярно, главным образом по инициативе членов его бюро, несмотря на рекомендации в 1963 и 1964 гг. заменить его другой формой занятий по совсем иной тематике.

Работа методологического семинара значительно улучшилась после октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г. Состав бюро семинара, планы и итоги его работы ежегодно теперь обсуждаются и утверждаются на парткоме факультета. С 1969 г. в состав бюро семинара входит член парткома, декан факультета профессор В.С. Фурсов.

Приведем тематику занятий методологического семинара с 1965 г. по настоящее время и остановимся на некоторых из этих занятий.

1965/66 учебный год:

  1. Философские вопросы физики элементарных частиц. - Докладчик доктор физ.-матем. наук В.С. Барашенков.
  2. Методологические вопросы в курсе статистической физики. - Докладчик профессор Я.П. Терлецкий.
  3. Обзор работ по философским вопросам физики, опубликованным в журналах «Вопросы философии» и «Философские науки» за 1965 г. - Докладчик доцент С.Ф. Шушурин.
  4. О бесконечности материального мира. - Докладчик старший научный сотрудник А.Л. Зедьманов.
  5. Методологические вопросы математики на 1 курсе физического факультета. - Докладчики профессор В.М. Волосов и доцент Ю.Н. Днестровский.

1966/67 учебный год:

  1. Космология и элементарные частицы. - Докладчик Д.Д. Иваненко.
  2. Динамика, статистика и прогноз. - Докладчик член-корреспондент АН СССР А.М. Обухов.
  3. Обсуждение книги «Философия естествознания» (Вып. 1. - М.: Изд-во политической лит-ры, 1966). Авторы Л.Б. Баженов, К.Е. Морозов, М.С. Слуцкий.

В обсуждении кроме физиков факультета принимали участие сотрудники кафедры философии для естественных факультетов, слушатели Института повышения квалификации, а также преподаватели других вузов Москвы. Выступавшие отмечали важность рассматриваемого в книге вопроса о взаимоотношении философии и естествознания и привлечении богатого научного материала при его решении. При этом были высказаны и серьезные критические замечания. В выступлениях указывалось на неудовлетворительное решение вопроса о взаимоотношении философии и естествознания, отмечались неправильные трактовки частных физических вопросов, говорилось о примирительном отношении к позитивистским концепциям в науке. Высказывались даже против рекомендации этой книги в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и слушателей семинаров сети партийного просвещения. Итоги обсуждения опубликованы в [21].

Остальные четыре занятия семинара в указанном учебном году проводились в виде объединенных заседаний методологических семинаров биолого-почвенного, физического, химического и механико-математического факультетов МГУ по проблеме «Критерий живого». Заседания проходили последовательно на каждом факультете. С докладами соответственно выступали: академик А.И. Опарин, профессор Л.А. Блюменфельд, член-корреспондент АН СССР Н.М. Эмануэль, старший научный сотрудник Ю.Н. Благовещенский. В докладах освещалась проблема: что такое жизнь с точки зрения биологии, физики, химии и математики. Обсуждались также вопросы о происхождении жизни, особенности химических процессов, происходящих в живых организмах. Итоги обсуждения опубликованы в книге «Критерий живого» под редакцией Б.И. Спасского и А.П. Руденко [22].

1967/68 учебный год:

  1. Вероятностная детерминация в развитии. - Докладчик профессор С.Т. Мелюхин.
  2. Горячая модель Вселенной.- Докладчик академик Я.Б. Зельдович.
  3. О теории расширяющейся Вселенной. - Докладчик старший научный сотрудник А.Л. Зельманов.
  4. О направлении времени в космологии. – Докладчик профессор Я.П. Терлецкий.
  5. Методологические вопросы в курсе квантовой механики. - Докладчик профессор А.А. Соколов.

1969/70 учебный год:

  1. Ленинская теория отражения и проблема интеграции научного знания. - Докладчик профессор С.Т. Мелюхин.
  2. Философские основания физической теории. - Докладчик профессор В.С. Готт.
    Доклад опубликован [23].
  3. Методология дальнесрочного прогнозирования науки и техники. - Докладчик член-корреспондент АН СССР В.И. Сифоров.
    Доклад опубликован [24].
  4. Философские проблемы квантовой механики. - Докладчик профессор Я.П. Терлецкий.
  5. В.И. Ленин и развитие физической науки. - Докладчик профессор Б.И. Спасский. (Совместное заседание Ученого совета факультета и методологического семинара.)

1970/71 учебный год:

  1. Роль и значение нелинейностей в физике. - Докладчик профессор В.А. Красильников.
  2. Взаимосвязи философии и естествознания. - Докладчик профессор Г.А. Свешников.
  3. Методологические проблемы теории конденсированных сред. - Докладчик профессор В.Л. Бонч-Бруевич.
  4. Обсуждение итогов второго Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. - Докладчик старший научный сотрудник В.В. Казютинский.
  5. Преодоление плюрализма в механике, статистической физике и электродинамике. - Докладчик профессор А.А. Власов.

1971/72 учебный год:

  1. Марксистский диалектический метод. - Докладчик доцент А.А. Чудов.
  2. Философские вопросы теории относительности. - Докладчик профессор А.А. Тяпкин.
  3. Методологические проблемы симметрии и дисимметрии материальных объектов. - Докладчик профессор В.А. Копцик.
  4. Новое в построении единой картины мира. - Докладчик профессор Д.Д. Иваненко.
  5. О методологических вопросах в курсе общей физики. - Докладчик профессор А.Н. Матвеев.
    Доклад опубликован [25].

1972/73 учебный год:

  1. Пространственно-временное соотношение в физике микромира. - Докладчик профессор В.С. Барашенков.
  2. Физические аспекты функционирования живых систем. - Докладчик профессор Л.А. Блюменфельд.
  3. Методологические вопросы проблемы гравитационного вакуума в космологии и в теории относительности. - Докладчик профессор К.П. Станюкович.
  4. Принцип причинности и детерминизм в физике. - Докладчик профессор А.Н. Матвеев.
    Доклад опубликован [26].
  5. Физика и философия. - Докладчик доцент В.И. Купцов.

1973/74 учебный год:

  1. O единой физической картине мира. - Докладчик доцент Ю.И. Кулаков.
    Доклад опубликован [27].
  2. A. Эйнштейн и Н. Бор. - Докладчик профессор Д.Д. Иваненко.
  3. Методологические вопросы физики магнитных явлений. – Докладчик профессор Е.И. Кондорский.
  4. Философские проблемы кибернетики. - Докладчик профессор И.Б. Новик.
  5. Проблемы пространства и движения в свете современной науки. - Докладчик профессор Ф.А. Королев.

1974/75 учебный год:

  1. Форма интеграции научного знания. - Докладчик профессор С.Т. Мелюхин.
  2. Методологические проблемы аналоговых систем, модулирующих фотосинтез. - Докладчик профессор В.Ф. Киселев.
  3. Некоторые методологические вопросы квантовой механики. - Докладчик доцент В.Д. Кривченко.
  4. Необходимость и случайность в развитии органического мира. - Докладчик профессор С.Э. Шноль.
  5. Проблемы относительности конечности и бесконечности пространства. - Докладчик старший научный сотрудник А.А. Зельманов.

1975/76 учебный год:

  1. Проблема эквивалентности описаний в физике. - Докладчик профессор Э.М. Чудинов.
  2. Новейшие направления в теории тяготения. - Докладчик академик Я.Б. Зельдович.
  3. Проблемы и критерий живого (на молекулярном уровне). - Докладчик доктор физ.-матем. наук Р.Н. Кузьмин.
  4. XXV съезд КПСС и идеологическая борьба в условиях научно-технической революции. - Докладчик кандидат философских наук А.Р. Познер.
  5. Положение в мире и международная деятельность КПСС. - Докладчик доцент В.А. Кувшинов.

1976/77 учебный год:

  1. XXV съезд КПСС и проблемы научно-технической революции. - Докладчик доктор философских наук А.Ф. Зотов.
  2. О психологии научного творчества. - Докладчик академик А.Б. Мигдал.
  3. Проблемы энергии в природе. - Докладчик профессор Ф.А. Королев.
  4. Критика маховской ревизии основ классической механики. - Докладчик доцент И.А. Тюлина.
  5. Проблемы будущего науки. - Докладчик старший научный сотрудник В.В. Казютинский.

1977/78 учебный год:

  1. 60 лет Советской власти и развитие физики в МГУ. - Докладчик профессор В.А. Красильников.
  2. Новая Конституция СССР - Конституция развитого социализма. - Докладчик профессор П.Е. Сивоконь.
  3. Методологические вопросы глобального моделирования. - Докладчик профессор И.Б. Новик.
  4. О взаимодействии общества и природы в свете решений XXV съезда КПСС. - Докладчик профессор В.А. Анучин.
  5. Методологические вопросы механики в курсе общей физики. - Докладчик профессор А.Н. Матвеев.
    Доклад опубликован [28].
  6. Физическая структура живого. - Докладчик профессор Л.А. Блюменфельд.

1978/79 учебный год:

  1. Методологические основы научного эксперимента на современном этапе. - Докладчик профессор П.Е. Сивоконь.
  2. Эйнштейн и методологические проблемы физики. - Докладчик профессор Д.Д. Иваненко.
  3. Методологические проблемы общей теории относительности. - Докладчик член-корреспондент АН СССР Д.И. Блохинцев.
  4. Актуальные вопросы идеологической работы на современном этапе. - Докладчик доцент З.Г. Прокопова.
  5. Методологические вопросы в курсах математики. - Докладчики профессор А.Г. Свешников и профессор Э.Г. Позняк.
  6. Ленинская теория познания в физике (к 70-летию книги В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). Докладчик профессор Б.Я. Пахомов.

В 1979 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» при Президиуме АН СССР создан Центральный совет философских (методологических) семинаров научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Центральный Совет утвердил Положение об этих семинарах, единое для всех научных учреждений и высших учебных заведений [29]. В Положении определены главные задачи методологических семинаров:

1979/80 учебный год:

  1. Идеология и научное мировоззрение. - Докладчик профессор П.Е. Сивоконь.
  2. Методологические проблемы молекулярной биофизики. - Докладчик профессор С.Э. Шноль.
  3. Идеологическая борьба на международной арене. - Докладчик доцент А.Г. Ибрагимов.
  4. Методологические вопросы в курсе термодинамики и статистической физики. - Докладчики профессор И.П. Базаров, доцент И.А. Квасников и доцент В.Д. Кукин.
  5. Развитие экономики и науки Сибири. - Докладчик член-корреспондент АН СССР Д.В. Широков.

1980/81 учебный год:

  1. Ленинская Коммунистическая партия - ум, честь и совесть нашей эпохи. - Докладчик доцент Л.В. Ловцов.
  2. О методологических вопросах теории аргументации. - Докладчик доцент А.А. Старченко.
  3. Методологический аспект измерения в квантовой механике. - Докладчик профессор А.А. Тяпкин.
  4. Современная мировая обстановка и международная политика КПСС. - Докладчик доцент С.Т. Чернеев.
  5. Экономическая политика КПСС. - Докладчик профессор М.М. Азарова.
  6. Некоторые вопросы классификации наук и место геофизики в классификационном ряду. - Докладчик профессор А.М. Гусев.

Завершились занятия семинара в этом учебном году конференцией на тему «Развитие физики в свете решений XXVI съезда КПСС». На конференции с большими докладами выступили декан факультета, профессор В.С. Фурсов, профессора Д.Д. Иваненко, А.Ф. Тулинов, Н.Б. Брандт. В.С. Фурсов подчеркнул, что в настоящее время вся страна живет под впечатлением прошедшего XXVI съезда КПСС, занята изучением его материалов и принятых решений. Советский народ мобилизуется на решение задач, поставленных съездом. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» указано, что в области науки в одиннадцатой пятилетке наибольшие усилия будут сосредоточены на развитии физики элементарных частиц и атомного ядра, физики твердого тела, оптики, квантовой электроники и радиофизики. В соответствии с этим на сегодняшней конференции мы обсудим состояние этих разделов физики и перспективы их развития в свете решений XXVI съезда КПСС.

В своем выступлении профессор Д.Д. Иваненко обрисовал картину развития физики элементарных частиц, ее сегодняшнее состояние и основные достижения. Число элементарных частиц становится все больше и больше, экспериментальная техника усовершенствуется, мощность ускорителей увеличивается, измерения становятся все более точными. Теоретическая мысль ищет единство в разнообразии всевозрастающего числа элементарных частиц. Эти поиски реализуются, в частности, в кварковой модели элементарных частиц, которая приобретает все более реальный характер, в теории, объединяющей слабые и электромагнитные взаимодействия. Ведутся беспрестанные поиски в направлении дальнейшего объединения, включая гравитацию, на базе различных типов симметрии. Все больше и больше раскрывается глубина ленинской идеи о неисчерпаемости материи в процессе развития физики элементарных частиц. Вместе с этим раскрываются также безграничные возможности человеческого познания: познаются все новые и новые свойства элементарных частиц, для выражения которых используется несколько необычная терминология - цвет, очарование; смысл этих слов, разумеется, далек от обычного. В непрерывном проникновении в глубины материи активное участие принимают и физики нашего факультета. Потом выступили профессора А.Ф. Тулинов, Н.Б. Брандт, С.А. Ахманов и В.М. Лопухин.

Профессор А.Ф. Тулинов отметил, что осуществлена ядерная реакция, позволяющая высвободить заключенную в ядре энергию, работают и строятся новые атомные электростанции на ядерном топливе, изучены многие свойства ядерных сил. Обозначился предмет исследования ядерной физики и вместе с тем выяснились ее многочисленные взаимосвязи с другими разделами физической науки и техники, в частности с астрофизикой и материаловедением. Ядерные реакции, изучаемые в земных условиях, позволяют понять процессы, происходящие в далеких от нас небесных объектах. Приборы, изобретаемые и используемые в ядерной физике находят широкое применение в различных областях физики, техники, медицины и народного хозяйства. Например, на золотых приисках быстро, эффективно, точно с помощью ядерной методики определяется содержание золота в породе. Хотя о ядерных силах мы узнали многое, в целом проблема остается нерешенной. Дело упирается в проблему многих тел, в необходимость решения уравнений Шредингера для системы, состоящей из многих частиц. Однако усилия в этой области не прекращаются и теперь можно рассматривать ядра, состоящие из 4-5 частиц. Ядерщики научились также создавать разнообразные модели ядра, поддающиеся математическому описанию, точно передающие отдельные свойства ядра или группы его свойств. Метод моделей в ядерной физике демонстрирует эффективность этого метода и показал ограниченность, вообще, несостоятельность понятия модели, возникшего в классической физике на базе механизации. Нет сомнения, что развитие ядерной физики в нашей стране внесет достойный вклад в решение задач, поставленных XXVI съездом КПСС.

Профессор Н.Б. Брандт подчеркнул, что физика твердого тела - это физика большого числа сильно взаимодействующих частиц в конденсированном состоянии. Поскольку проблема многих тел не решается точно, в физике твердого тела особое значение имеет, с одной стороны, создание новых теоретических и экспериментальных методов исследования, а с другой стороны, имеется большая потенциальная возможность открытия новых эффектов и явлений. Только за последнее пятилетие на отделении физики твердого тела физического факультета МГУ сделано 5 крупных открытий, что составляет 65% открытий в этой области, зарегистрированных в это же время в СССР. Основная тенденция развития физики твердого тела - переход от изучения кристаллического состояния к изучению пространственно-неоднородных систем и биологических объектов, что непосредственно связано с развитием новых более сложных теоретических и экспериментальных методов, применяемых к исследованию неупорядоченных систем. Основная теоретическая проблема в области физики твердого тела - это проблема взаимодействия частиц вообще - в частности, проблема слабых и сверхслабых взаимодействий, примерами которых являются еще недостаточно ясные взаимодействия, приводящие к возникновению сверхтекучести в фермиевской жидкости - жидком Не3. Открытие новых явлений в физике твердого тела привело к созданию целого класса новых приборов огромной чувствительности. Использование этих приборов открывает новые горизонты не только в физике, но и в биологии, медицине, геологии и т. д. Все более важное значение приобретает проблема создания новых сверхпроводящих, сверхжаропрочных, полупроводниковых, сверхпроводящих материалов для новой техники и разработка новых приборов и управляемых систем на новых принципах. Одной из наиболее интересных проблем в этой области является проблема получения металлического водорода - вещества, обладающего уникальным свойством - высокотемпературной сверхпроводимостью - и являющегося самым калорийным компонентом ракетного топлива.

Профессор С.А. Ахманов остановился на проблемах оптики и квантовой электроники. Создание лазеров, открытие широкого круга нелинейных оптических явлений, огромный прогресс в технике передачи, приема и обработки оптических сигналов - все это создает широчайшую базу для внедрения подходов и методов лазерной оптики в различные разделы «чистой» физики, смежные области естествознания (прежде всего химию и биологию), в новую технику и народное хозяйство. Говоря о фундаментальных исследованиях, в первую очередь следует назвать новые подходы к изучению вещества и воздействие на вещество. Методы современной нелинейной и активной лазерной спектроскопии позволили ставить и решать задачи, еще недавно казавшиеся недоступными оптике - речь идет об оптической регистрации отдельных атомов и молекул, изучении мономолекулярных поверхностных слоев, измерение сверхкоротких (до 10-13-10-14 с) времен релаксации и т. п. Быстрое резонансное возбуждение молекул лазерным излучением позволило сформулировать совершенно новые подходы в фотохимии и фотобиологии на молекулярном уровне. Не менее впечатляющи и перспективы более грубого, нерезонансного воздействия лазерного излучения на вещество - они простираются от лазерного термояда до бурно прогрессирующей сейчас лазерной технологии. Ряд важнейших результатов, относящихся к физике и технике лазеров (в частности, лазеров с перестраиваемой частотой), нелинейной и активной спектроскопии, лазерной химии, применению лазеров в биологии, в технологии и новой технике, был получен на физическом факультете. Современный этап фундаментальных исследований, когда главных достижений следует ожидать на стыках наук, как нельзя лучше отвечает духу университетской науки. На факультете сложились сильные коллективы, ведущие работу в актуальных направлениях оптики и квантовой электроники. Поэтому есть все основания считать, что ученые факультета сохранят ведущие позиции в этой области физики.

Профессор В.М. Лопухин охарактеризовал перспективные направления радиофизики СВЧ.

  1. Релятивистская импульсная электроника. Исследование физических процессов взаимодействия импульсных электронных потоков с электромагнитными полями позволяет получить мощности порядка 1012 Вт в сантиметровом диапазоне с длительностями порядка 100 нс. Основной задачей является увеличение длительности импульса.
  2. Интересной задачей является создание релятивистских импульсных генераторов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона с мощностью порядка 10 мВт.
  3. Решение ряда радиофизических задач, космической энергетики, в частности, использование энергии Солнца с помощью космических электростанций, которые располагаются на геосинхронной орбите на расстоянии 36000 км от Земли. Энергия фотоэлементов будет передаваться на Землю с помощью СВЧ луча. Мощность одной станции равняется: 10 ГВт = 10х109Вт.
  4. Решение задачи обратного преобразования СВЧ в постоянный ток. Разработка физических принципов сверхчувствительного радиоприема, основанного на использовании поперечных волн электронного потока. Возможно создание усилителей с собственной шумовой температурой порядка 10-30 К.
  5. Освоение миллиметрового и субмиллиметрового диапазонов. Созданы генераторы и усилители с высокими значениями параметров.
  6. Развитие твердотельной электроники СВЧ, позволяющей разработать ряд приборов (ЛПД, транзисторы и др.) с замечательными свойствами.

В мае 1981 г. партком факультета утвердил перспективный план работы методологического семинара на XI пятилетку (1981-1985):

  1. Изучение материалов и документов XXVI съезда КПСС.
  2. Обсуждение методологических вопросов квантовой физики теории элементарных частиц.
  3. Проблема вычислительного эксперимента как инструмента познания.
  4. Обсуждение проблем биофизики.
  5. Проблема редукции и критика буржуазных концепций сведения научных теорий.
  6. Методологические проблемы геофизики.
  7. Обсуждение докладов лекторов по освещению методологических вопросов в читаемых курсах: электродинамики, теоретической механики, атомной и ядерной физики.
  8. Методология развития навыков научного творчества в высшей школе. Проблема воспитания научной смены. Научная преемственность.
  9. Итоги третьего Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания.

1981/82 учебный год:

  1. В единстве с народом - сила партии. В единстве с партией, в ее руководстве - сила народа. - Докладчик доцент В.И. Тетюхин.
  2. Методологические вопросы в курсе электродинамики. - Докладчик профессор В.И. Григорьев.
  3. К вопросу о скрытых параметрах в квантовой механике. - Докладчик профессор А.Н. Матвеев.
  4. Итоги третьего Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания. - Докладчик старший научный сотрудник В.В. Казютинский.
  5. Эволюционная химия и самоорганизация каталитических систем. Докладчик профессор А.П. Руденко.
  6. Процессы самоорганизации в физике, химии и биологии. - Докладчик доктор физ.-матем. наук Ю.М. Романовский.
  7. О преемственности научных теорий. – Докладчик профессор Б.И. Спасский.

В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС и постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС» факультетский методологический семинар стал основной формой партийной учебы для профессорско-преподавательского состава, руководства факультета и кафедр, партийного актива факультета. На семинаре обсуждаются актуальные вопросы общественно-политической жизни нашего общества, философские вопросы физики и критики ее буржуазных концепций, методологическая направленность лекционных курсов для студентов. Работа семинара связана с планами научных исследований факультета. Деятельность семинара контролируется парткомом и деканатом факультета. На семинаре активно изучаются материалы и документы XXVI съезда КПСС.

1992/93 учебный год:

  1. Союз нерушимый республик свободных. - Докладчик профессор М.М. Азарова.
  2. Интеграция знаний и проблема редукции. Критика современного философского редукционизма. - Докладчик доцент З.В. Каганова.
  3. Вычислительный эксперимент как инструмент познания. - Докладчик академик А.А. Самарский.
  4. Проблема восприятия новых научных идей (методологические аспекты). - Докладчик профессор С.Э. Шноль.
  5. Методологические проблемы квантовой гравитации. - Докладчик доктор физ.-матем. наук Д.В. Гальцов.
  6. Методологические проблемы теории относительности. - Докладчик академик А.А. Логунов.
  7. Методологические вопросы в курсе теоретической механики. - Докладчик доцент Ю.Г. Павленко.

1982 год - год 60-летия нашего государства, Союза Советских Социалистических Республик. Первое занятие методологического семинара было посвящено этому юбилею. В докладе «Союз нерушимый республик свободных» профессор М.М. Азарова осветила основные этапы пути, пройденного Советским Союзом за 60 лет, остановилась на актуальных вопросах современности. В выступлениях приводились данные о подготовке физическим факультетом МГУ научных кадров за все эти годы для союзных республик нашей страны.

Темой следующего занятия семинара был доклад доцента З.В. Кагановой «Интеграция наук и проблема редукции. Критика современного философского редукционизма». В докладе отмечалось, что одним из методологических направлений, благодаря которому достигается единство науки, является направление, получившее название редукционизма и основывающееся на движении познания от многообразия явлений к общей для них сущности, от различных сущностей - к общей для них сущности более глубокого порядка. В буржуазной философии науки редукционизм обычно связан с философией неопозитивизма, идеалистическим гилозоизмом, феноменологической редукцией. Поэтому очень часто критика в адрес этих философских направлений автоматически переносилась и на естественнонаучное направление, которое философский редукционизм пытается превратить в свое естественнонаучное основание. Однако, подчеркивал докладчик, отождествление естественнонаучного и философского редукционизма совершенно недопустимо. Подлинно научными философскими основаниями естественнонаучного редукционизма являются принцип диалектико-материалистического монизма, диалектика сущности и явления и др. В обсуждении доклада приняли участие профессор И.П. Базаров, доцент В.Д. Кукин, доцент Д.Д. Гуло, старший научный сотрудник А.К. Кукушкин.

Большой интерес вызвал доклад академика А.А. Самарского «Вычислительный эксперимент как инструмент познания». Докладчик рассмотрел основные методологические проблемы вычислительного эксперимента, подробно остановился на его современных достижениях [30]. В прениях по докладу выступили профессор А.М. Гусев (о применении вычислительных методов в геофизике), профессор А.М. Матвеев (о возможности применения вычислительного эксперимента для исследования фундаментальных проблем физики), профессор Р.Н. Кузьмин (об обратных задачах математической физики), профессор А.Г. Свешников, давший высокую оценку докладу и подчеркнувший, что машинный эксперимент является одним из наиболее экономичных способов познания действительности.

Доклад профессора С.Э. Шноля был посвящен актуальной теме - «Проблема восприятия новых научных идей. Методологические аспекты». В докладе отмечалось, что, как правило, новая феноменология и новые теории воспринимаются научным обществом со значительной задержкой, замедляя научный прогресс. Для уменьшения этой задержки необходимы анализ и обобщение опыта истории науки и выработка активной стратегии способствования восприятию нового знания. Эта проблема актуальна для правильной подготовки выпускников университета - основных участников процесса становления нового знания. Докладчик привел много конкретных примеров, иллюстрирующих рассматриваемую проблему. В прениях по докладу выступили профессор А.Н. Матвеев, профессор И.П. Базаров, профессор Э.М. Рейхрудель, доцент Д.Д. Гуло, старший научный сотрудник В.И. Любимов и др.

Широкую дискуссию вызвал доклад доктора физ.-матем. наук Д.В. Гальцова «Методологические проблемы квантовой гравитации». Докладчик остановился на обзоре последних достижений в построении объединенной теории фундаментальных сил природы. Электромагнитные и слабые взаимодействия единым образом были описаны теорией Вайнберга - Салама, а так называемая теория «великого объединения», по-видимому, открывает путь к включению в более широкую калибровочную схему и сильных взаимодействий, описываемых квантовой хромодинамикой. В это последовательное объединение пока не входит гравитация. В течение более сорока лет с большой изобретательностью и настойчивостью предпринимались попытки квантования гравитации, но удовлетворительной квантовой теории гравитации до сих пор не создано. Ненулевая размерность гравитационной константы связи делает теорию неперенормируемой. Ввиду неперенормируемости теорий с размерной константой связи в последнее время привлекает внимание подход, в котором лагранжиан гравитационного поля квадратичен по кривизне, а соответствующая константа взаимодействия безразмерна. Такие теории перенормируемы, однако в линеаризованном приближении в них появляются тахионы и призраки, что приводит к нарушению унитарности. Существует надежда, что в непертурбативном подходе унитарность будет восстановлена. Подобно теории Янга - Миллса такие теории оказываются асимптотически свободными. Так же как и фермиевская константа, гравитационная постоянная, возможно, является результатом спонтанного нарушения симметрии. В прениях по докладу выступили доктор физ.-матем. наук Ю.С. Владимиров и профессор Р.Н. Кузьмин. Докладчику было задано много вопросов.

Большой интерес вызвало занятие, на котором был заслушан доклад академика А.А. Логунова «Методологические проблемы теории относительности», привлекший внимание не только участников семинара, но и других ученых из МГУ и научных учреждений и вузов Москвы. В своем докладе А.А. Логунов отметил неоднозначность обычного изложения специальной теории относительности на основе использования принципа относительности и требования постоянства скорости света [31]. Было показано, следуя представлениям Минковского, «что суть теории относительности и ее главное содержание заключаются в единстве пространства-времени, геометрия которого псевдоевклидова. Исходя из этого проанализированы понятия координатных и физически измеримых величин, найдена связь между ними. Рассмотрен процесс синхронизации часов и показана ограниченность его роли в теории. Сформулирован новый принцип - обобщенный принцип относительности, справедливый как для инерциальных, так и для неинерциальных отсчета. Проведено изучение основных соотношений механики и электродинамики в обобщенных инерциальных системах отсчета» [31]. В прениях по докладу выступили профессор Д.Д. Иваненко, профессор Р.Д. Родичев, профессор Р.Н. Кузьмин, доцент В.Д. Кривченков и др.

С докладом на тему «Методологические проблемы в курсе теоретической механики» выступил на семинаре доцент Ю.Г. Павленко. Докладчик подробно остановился на истории развития теоретической механики, ее методологических проблемах, вопросах преподавания теоретической механики в высшей школе. Особое внимание было уделено вариационным принципам и теории канонических преобразований. По докладу выступили профессор А.Н. Матвеев, профессор И.П. Базаров, профессор Б.К. Керимов, профессор Б.И. Спасский, профессор В.С. Фурсов, доцент В.Ч. Жуковский.

В 1982 г. приказом министра высшего и среднего специального образования СССР при Минвузе СССР создан Научно-методический совет по марксистско-ленинскому образованию научно-педагогических кадров, а в Московском университете создано бюро методологических семинаров в целях дальнейшего совершенствования марксистско-ленинского образования преподавателей МГУ, усиления мировоззренческой и методологической направленности учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, повышения уровня философской культуры всего профессорско-преподавательского состава университета.

1983/84 учебный год:

  1. Идеологическая работа - дело всей партии, каждого коммуниста. - Докладчик профессор Е.Ф. Сулимов.
  2. Проблема противоречия и современная действительность. - Докладчик профессор С.П. Дудель.
  3. Методологические вопросы квантовой механики. - Докладчики профессор Ю.М. Лоскутов и профессор О.А. Хрусталев.
  4. Проблема причинности в философии и естествознании. – Докладчик доцент В.Я. Перминов.
  5. Странные аттракторы и методологические вопросы статистической физики. - Докладчик профессор В.Л. Бонч-Бруевич.

Приложение

Положение о философских (методологических) семинарах

I. Общая характеристика семинаров

Философские (методологические) семинары сыграли важную роль в практическом осуществлении ленинского завета о союзе диалектико-материалистической философии и конкретных наук. В условиях развитого социализма значение философских (методологических) семинаров еще более возрастает. К настоящему времени они превратились в действенную, широко распространенную форму идейно-политического воспитания и образования научной, технической и творческой интеллигенции. Вместе с тем все полнее раскрывается значение данных семинаров как особой формы собственно исследовательской деятельности в области философско-методологических, мировоззренческих проблем научного познания, художественно-эстетического освоения и практического преобразования мира.

Выступая формой одновременно и идейно-политического просвещения, и научно-исследовательской, теоретико-методологической деятельности, философские (методологические) семинары расширяют и углубляют знания их участников в области диалектического и исторического материализма, теории и истории развития науки и культуры в целом, способствуют укреплению взаимосвязи общественных, естественных и технических наук, активизации борьбы с антикоммунизмом, буржуазными и ревизионистскими концепциями.

Идея теснейшего взаимодействия, взаимообогащения марксистско-ленинской философии и конкретных наук, философско-методологическая направленность должны определять как содержание, так и организацию работы семинаров. Согласно своему назначению они обязаны заниматься такими методологическими вопросами, которые для своего решения требуют прямого обращения к материалистической диалектике как общефилософской методологической основе современной науки.

II. Главные задачи семинаров

В соответствии с основным назначением философских (методологических) семинаров их главными задачами являются:

III. Типы семинаров, методы и формы их работы

1. Основными типами философских (методологических) семинаров являются общеинститутские (факультетские) и лабораторные (кафедральные и межкафедральные) семинары. Общеинститутские (факультетские) семинары объединяют руководящий научный состав учреждений (факультетов), членов ученых советов, ведущих ученых. В учреждениях с небольшим составом сотрудников в общеинститутский семинар включается весь научный персонал (доктора и кандидаты наук с возможным привлечением молодых научных сотрудников без ученой степени). Этот же принцип лежит в основе формирования состава лабораторных (кафедральных) семинаров.

Как показывает практика, в определенных условиях могут быть созданы межинститутские семинары.

Количество постоянных участников семинаров любого типа, как правило, не должно превышать 50 человек.

2. К основным методам работы семинаров относятся:

3. Основными формами деятельности семинаров являются:

IV. Организация и руководство деятельностью семинаров

1. Работа философских (методологических) семинаров, выступающая действенной формой политического образования научных кадров, одновременно рассматривается как особый вид производственной деятельности учреждений.

2. Заседания (занятия) семинаров проводятся один раз в месяц, по 3 ч в служебное время. В период с июля по сентябрь занятия семинаров не проводятся. Для научно-исследовательских институтов, осуществляющих силами основного научного состава в течение весенне-летнего сезона экспедиционно-полевые работы, ежегодное плановое число заседаний семинаров должно быть не менее шести.

3. Деятельность семинаров ведется по плану, при этом осуществляется как перспективное, так и текущее планирование.

Перспективный план работы составляется на пятилетие, текущий - на год.

Пятилетний план должен определять главные направления работы семинаров с их распределением по годам и с указанием ориентировочной тематики, а также проблематику и сроки намечаемых симпозиумов, конференций, совещаний.

Годовой план должен определять главное научное направление текущей работы семинаров, формулировку тем всех докладов с указанием докладчиков, программы планируемых симпозиумов, конференций, совещаний (с указанием состава оргкомитетов и сроков проведения).

Необходимым условием выработки планов работы семинаров является их связь с научными планами учреждений и их структурных подразделений при выборе главных направлений и основной тематики докладов, симпозиумов, конференций. Философско-методологические исследования членов семинаров должны включаться в планы научно-исследовательской работы учреждений, их структурных подразделений и индивидуальные планы научных сотрудников и преподавателей вузов.

При составлении перспективных и годовых планов работы учитываются рекомендации Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР, региональных бюро семинаров, Домов политического просвещения.

Планы работы семинара обсуждаются и принимаются на заседании семинара, утверждаются партийным комитетом (бюро) и ученым советом учреждения (факультета).

4. Состояние работы семинаров должно находить отражение в периодических научных изданиях, а итоги их научно-исследовательской деятельности - в виде публикаций монографий, сборников статей по плану выпуска научных изданий институтов и вузов и в профилирующих научных изданиях.

5. Общее научно-методическое руководство всей системой философских (методологических) семинаров независимо от их ведомственной и региональной подчиненности осуществляет Центральный совет философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР.

С целью организации работы на местах, оказания научно-методической помощи и координации деятельности семинаров при Домах политического просвещения создаются городские, областные, краевые и республиканские бюро по работе философских (методологических) семинаров, а также соответствующие бюро философских (методологических) семинаров научных учреждений АН СССР.

Региональные бюро работают в сотрудничестве с областными и республиканскими организациями Философского общества СССР. Региональные бюро философских (методологических) семинаров работают при содействии институтов и кафедр философии соответствующих академий и вузов как базовых философских учреждений.

6. Институты и кафедры философии АН СССР, республиканских, отраслевых академий наук и вузов в качестве базовых философских учреждений соответствующих бюро семинаров выполняют следующие функции:

7. Философы-консультанты выполняют следующие производственные функции:

8. В рамках учреждений руководство семинаром осуществляет бюро семинара, которое возглавляет ведущий ученый (директор, ректор, декан, их заместители по научной работе - для семинаров первого типа; руководители отделов, лабораторий, кафедр - для семинаров второго типа). Философ-консультант входит в состав бюро семинара.

В обязанности бюро семинара входят выработка основных научных направлений, планов работы на пятилетие и каждый учебный год, организация работы семинара, установление связей с семинарами других институтов для проведения совместной работы в ее различных формах, организация симпозиумов и конференций, рекомендация работ для их издания, подготовка годовых и пятилетних отчетов о работе семинара, обобщение опыта работы и выработка рекомендаций по ее улучшению.

V. Документы и отчетность о деятельности семинаров

1. Бюро каждого семинара ведет следующую документацию: планы (годовые и пятилетние); протоколы заседаний семинара, список участников заседания (постоянных членов семинара и приглашенных) с указанием их ученой степени, входящую и исходящую корреспонденцию, относящуюся к деятельности семинара (копии или выписки из протоколов заседаний парткома (партбюро), партийных собраний, ученого совета, постановления и рекомендации регионального бюро, Центрального совета, определяющие статус, состав, направления, планы работы семинара и т. п.), перечень и экземпляры научных публикаций, изданных на основе работы семинара, отчеты (годовые и пятилетние) по единой типовой форме.

2. Отчет о работе семинара за истекший год (пятилетку) и тематический план занятий на следующий год (пятилетку) составляются бюро семинара в мае - июне, обсуждаются на заседании семинара и утверждаются на заседании парткома (партбюро) и ученого совета. Отчет о работе семинара является частью ежегодного отчета по итогам научно-исследовательской деятельности учреждения.

3. Отчеты и планы работы семинаров представляются в бюро семинаров научных центров АН СССР или в городские, областные, краевые и республиканские бюро, которые составляют сводные планы и отчеты по установленным типовым формам и направляют их в Центральный совет философских (методологических) семинаров при Президиум АН СССР.

4. Настоящее Положение является для философских (методологических) семинаров всех научно-исследовательских учреждений и учебных заведений единым.

Литература

  1. Ноздрев В.Ф. Методологический семинар физического факультета. - Вестн. Моcк. ун-та. Сер. физ.-матем. и естеств. наук, 1949, № 5, с. 118.
  2. Марков М.А. О природе физического знания. - Вопросы философии, 1947, № 2, с. 140.
  3. Давыдов Б. Квантовая механика и термодинамическая необратимость. - ЖЭТФ, 1946, 16, вып. 2, с. 105.
  4. Фок В.А. Система Коперника и система Птолемея в свете общей теории относительности. - В кн.: Николай Коперник. - М.: Изд-во АН СССР, 1947.
  5. Широков М.Ф. О преимущественных системах отсчета в ньютоновской механике и теории относительности. - Вопросы философии, 1952, № 3, с. 128.
  6. Терлецкий Я.П. О содержании современной физической теории пространства и времени. - Вопросы философии, 1952, № 3, с. 192.
  7. Базаров И.П. За диалектико-материалистическое понимание и развитие теории относительности. - Вопросы философии, 1952, № 6, с. 175.
  8. Карасев М.Н., Ноздрев В.О. О книге М.Э. Омельяновского «В.И. Ленин и физика ХХ века». - Вопросы философии, 1949, № 1, с. 337.
  9. Шахпаронов М.И. О книге И.В. Кузнецова «Принцип соответствия в современной физике и его философское значение». - Вестн. Моск. ун-та. Сер. физ.-матем. и естеств. наук, 1951, № 3, с. 99.
  10. Иоффе А.Ф. К вопросу о философских ошибках моей книги «Основные представления современной физики». - УФН, 1954, 53, вып. 4, с. 590.
  11. Ноздрев В.Ф. О работах Х.М. Фаталиева «Борьба за диалектический материализм в истории советской физики». - Вестн. Моск. ун-та. Сер. физ.-матем. и естеств. наук, 1949, № 10, с. 181.
  12. Семенов А.А. Об итогах обсуждения философских воззрений академика Л.И. Мандельштама. - Вопросы философии, 1953, № 3, с. 199.
  13. Кукаркин Б.В. Некоторые методологические проблемы современной астрономии. - Вопросы философии, 1962, № 2, с. 37.
  14. Терлецкий Я.П. Принцип причинности и второе начало термодинамики. – ДАН СССР, 1960, 133, с. 329.
  15. Базаров И.П. Методологические вопросы в курсе термодинамики. – В кн.: История и методология естественных наук, вып. 1. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960, с. 98.
  16. Предводителев А.С. Учение о пространстве и времени в современной науке. В кн.: История и методология естественных наук, вып. 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963, с. 3.
  17. Козырев Н.А. Причинная механика и возможность экспериментального исследования свойств времени. - В кн.: История и методология естественных наук, вып. 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963, с. 95.
  18. Базаров И.П. Из опыта работы методологического семинара на физическом факультете МГУ. - Научные доклады высшей школы. Философские науки, №6, с. 121.
  19. Базаров И.П. Разве можно летать без крыльев? - «Советская Россия», 1963, 1 ноября, № 259.
  20. Базаров И.П. Обсуждаем философские проблемы физики. - «Московский университет», 1963, 15 ноября, № 57.
  21. Шушурин С.Ф., Щекина Л.И. О книге «Философия естествознания».- Вестн. Моск. ун-та. Сер. физика, астрономия, 1970, № 3, с. 355.
  22. Критерий живого. Под редакцией Б.И. Спасского, А.П. Руденко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, с. 83.
  23. Готт В.С. Философские основания физической теории. - В кн.: История и методология естественных наук, вып. 22. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, с. 22.
  24. Сифоров В.И. Прогнозирование науки. - В кн.: История и методология естественных наук, вып, 22. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, С. 12.
  25. Матвеев А.Н. О методологических вопросах в курсе общей физики. – В кн.: История и методология естественных наук, вып. 15. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, с. 20.
  26. Матвеев А.Н. О соотношении детерминизма и причинности. - В кн.: История и методология естественных наук, вып. 15. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, с. 16.
  27. Кулаков Ю.И. К вопросу о единой физической картине мира. - В кн.: История и методология естественных наук, вып. 19. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, с. 3.
  28. Матвеев А.Н. Об обосновании механики. - В кн.: История и методология естественных наук, вып. 26. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 69.
  29. Положение о философских (методологических) семинарах. - Вопросы философии, 1980, № 2, с. 92.
  30. Самарский А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент. - Вестник АН СССР, 1979, № 5, с. 38.
  31. Логунов А.А. Основы теории относительности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, 114 с.